Паукообразные: строение, физиология и развитие. Класс паукообразные или арахниды (arachnida) Паукообразные развитие с метаморфозом

Появление паукообразных произошло в кембрийский период палеозойской эры от одной из групп трилобитов , которая вела прибрежный образ жизни. Паукообразные – самые древние из наземных членистоногих. К настоящему времени нет доказательств единого происхождения отрядов паукообразных. Считается, что этот класс объединяет несколько самостоятельных эволюционных линий развития сухопутных хелицеровых.

Внешнее строение.

Тело пауков состоит из головогруди и брюшка , у сольпуг и скорпионов брюшко и часть головогруди ясно разделены на сегменты, у клещей все отделы тела слиты. Головогрудь несет шесть пар одноветвистых конечностей : одну пару челюстей (хелицеры ), одну пару ногочелюстей (педипальпы ) и четыре пары ходильных ног. На сегментах брюшного отдела конечности отсутствуют или имеются в видоизмененной форме (паутинные бородавки).

Покровы паукообразных представлены гиподермой, которая выделяет хитиновую кутикулу . Кутикула препятствует испарению воды организмом, поэтому паукообразные смогли заселить самые засушливые районы земного шара.

Крючкообразными хелицерами паук хватает свою жертву. Из ядовитых желез через хелицеры яд поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие органы осязания - ногощупальца .

На нижнем конце брюшка имеются видоизмененные брюшные конечности — три пары паутинных бородавок , вырабатывающих паутину. Выделяющаяся из них жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить.

Внутреннее строение.

Пищеварительная система , как у всех членистоногих, подразделяется на три отдела : передний, средний и задний. Ротовые аппараты различные, в зависимости от способа питания.

Органы дыхания одних видов – легочные мешки, других – трахеи, третьих – легочные мешки и трахеи одновременно. Легочные мешки считаются более древним образованием, чем трахеи.

Кровеносная система – незамкнутого типа, состоит из сердца и отходящих от него кровеносных сосудов.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами энтодермального происхождения, которые открываются в просвет кишечника между средним и задним отделами кишки.

Нервная система образована головным мозгом и брюшной нервной цепочкой, у пауков головогрудные нервные ганглии сливаются. У клещей нет четкого разграничения между головным мозгом и головогрудным ганглием, нервная система образует около пищевода сплошное кольцо.

Органы зрения развиты слабо и представлены простыми глазками, число глазков – различное, у пауков их чаще всего 8. Большая часть паукообразных – хищники , поэтому для них особое значение имеют органы осязания, сейсмического чувства (трихоботрии), обоняния.

Паукообразные – раздельнополые животные. У них внутреннее оплодотворение, сопровождаемое в одних случаях передачей от самца к самке сперматофора или в других случаях – копуляцией.

Большинство паукообразных откладывают яйца , но у некоторых скорпионов, ложноскорпионов и клещей наблюдается живорождение . У большинства паукообразных развитие прямое, у клещей – с метаморфозом: из яйца выходит личинка с тремя парами ног.

Вместо наружного оплодотворения, которое было свойственно далеким водным предкам паукообразных, у них развилось внутреннее оплодотворение, сопровождаемое в примитивных случаях сперматофорным осеменением или у более развитых форм копуляцией.

Сперматофор представляет собой мешочек, выделяемый самцом, в котором находится порция семенной жидкости, защищенной таким образом от высыхания во время пребывания на воздухе. Самец у лжескорпионов и у многих клещей оставляет сперматофор на почве, а самка захватывает его наружными половыми органами. Обе особи при этом совершают "брачный танец", состоящий из характерных поз и движений.

Самцы многих паукообразных переносят сперматофор в половое отверстие самки с помощью хелицер. Наконец, у некоторых форм имеются копулятивные органы, а сперматофоры отсутствуют. В ряде случаев для копуляции служат части тела, не связанные непосредственно с половой системой, например видоизмененные концевые членики педипальп у самцов пауков ( рис. 405).

Большинство паукообразных откладывает яйца. Однако у многих скорпионов, лжескорпионов и у некоторых клещей наблюдается живорождение. Яйца большей частью крупные, богатые желтком.

У паукообразных встречаются различные типы дробления, однако в большинстве случаев имеет место поверхностное дробление. Позднее за счет дифференциации бластодермы образуется зародышевая полоска. Поверхностный слой ее образован эктодермой, более глубокие слои представляют мезодерму, а самый глубокий слой, прилегающий к желтку, - энтодерма. Остальная часть зародыша одета лишь эктодермой. Формирование тела зародыша происходит главным образом за счет зародышевой полоски.

В дальнейшем развитии следует отметить, что у зародышей сегментация бывает выражена лучше, а тело состоит из большего числа сегментов, чем у взрослых животных. Так, у зародышей пауков брюшко состоит из 12 сегментов, сходно со взрослыми ракоскорпионами и скорпионами, причем на 4 - 5 передних имеются зачатки ножек ( рис. 406). При дальнейшем развитии все брюшные сегменты сливаются, образуя цельное брюшко.

У скорпионов конечности закладываются на 6 сегментах переднебрюшия ( рис. 406). Передняя пара их дает половые крышечки, вторая - гребенчатые органы, а развитие прочих пар связано с образованием легких.

Все это указывает на то, что класс Arachnida произошел от предков с богатой сегментацией и с конечностями, развитыми не только на головогруди, но и на брюшке (переднебрюшии). Почти у всех паукообразных развитие прямое, но у клещей имеется метаморфоз.

Теоретический тур муниципального этапа XXVIII всероссийской олимпиады школьников по биологии,

2011–12 учебный год

10-й–11-й классы (максимально – 122,5 балла)

Часть I. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

1. Среди брюхоногих моллюсков живородящими являются:

а) лужанка; в) прудовик;

б) голый слизень; г) виноградная улитка.

2. У какого организма АТФ синтезируется не в митохондриях?

а) мукор; в) амёба;

б) кишечная палочка; г) хламидомонада.

3. После удвоения двух пар хромосом количество хроматид в них равно:

а) 2; б) 4; в) 8; г) 16.

4. Какой из признаков человека обладает наиболее широкой нормой

реакции:

а) цвет глаз; в) группа крови;

б) количество пальцев; г) жизненная ёмкость лёгких.

5. В какой группе все растения относятся к классу Двудольные?

а) капуста, фасоль, пшеница;

б) вишня, картофель, тюльпан;

в) горчица, салат латук, абрикос;

г) лилия, роза, мята.

6. Каким путём передаётся краснуха?

а) пищевым; в) трансмиссивным;

б) воздушно-капельным; г) контактно-бытовым.

7. В каком случае указан состав нуклеотида РНК?

а) тимин-рибоза-фосфат;

б) цитозин-дезоксирибоза-фосфат;

в) урацил-рибоза-фосфат;

г) гуанин-дезоксирибоза-фосфат.

8. Что возникло раньше?

а) автотрофное питание; в) эукариотическое строение клетки;

б) аэробное окисление; г) половой процесс.


9. В образовании цитоскелета участвует (ют):

а) эндоплазматическая сеть; в) жгутики;

б) микротрубочки; г) клеточный центр.

10. Для кого характерно развитие с полным метаморфозом?

а) мухи; в) вши;

б) клопы; г) тараканы.

11. Сходное внутреннее строение имеют

а) митохондрии и хлоропласты;

б) аппарат Гольджи и лизосомы;

в) рибосомы и клеточный центр;

г) лизосомы и эндоплазматическая сеть.

12. У цветковых растений в результате митоза образуются:

а) два спермия; в) споры в микроспорангии;

б) споры в мегаспорангии; г) гаплоидные клетки в микроспорангии.

13. Группы клеток, стимулирующих развитие органов и тканей

зародыша, называют:

а) организаторами; в) ингибиторами;

б) компенсаторами; г) направляющими.

14. Расщепление по фенотипу 3: 1 при скрещивании двух растений

гороха с гладкими семенами свидетельствует о том, что обе

родительские особи:

а) гомологичные; в) гомозиготные;

б) гетерогаметные; г) гетерозиготные.

15. Расщепление во втором поколении по фенотипу 12: 3: 1 окраски

шерсти является результатом взаимодействия

16. От зверозубых ящеров млекопитающие унаследовали

а) четырехкамерное сердце; в) волосяной покров;

б) строение зубной системы; г) питание животной пищей.

17. Мозговое вещество надпочечников выделяет гормон

а) тироксин; в) адреналин;

б) инсулин; г) глюкагон.

18. Передний мозг человека отвечает за

а) болевую и температурную чувствительность;

в) защитные и пищеварительные рефлексы;

г) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения.

19. Тромбоциты – это

а) межклеточное вещество эпителиальной ткани;

б) специализированные клетки эпителиальной ткани;

в) межклеточное вещество соединительной ткани;

г) специализированные клетки соединительной ткани.

20. Приспособленность живых организмов объяснил изначальной

целесообразностью

а) Ч. Дарвин; в) Ж.-Б. Ламарк;

б) К. Линней; г) А. Уоллес.

21. Приспособленность организмов к неизменным условиям среды

формируется в процессе естественного отбора

а) движущего; в) дизруптивного (раскалывающего);

б) стабилизирующего; г) балансирующего.

22. Биологическим фактором эволюции, обеспечивающим

формирование у питекантропов умения добывать огонь, явилось

а) проявление заботы о потомстве;

б) противопоставление большого пальца руки;

в) увеличение объёма мозга;

г) групповое сотрудничество.

23. В кембрии наиболее широко были распространены

а) стегоцефалы; в) ракоскорпионы;

б) трилобиты; г) бесчелюстные рыбы.

24. Обратная транскрипция характерна для

а) одноклеточных грибов; в) прокариот;

б) простейших; г) вирусов.

25. От древних семенных папоротников произошли

а) современные папоротники; в) плауновидные;

26. Среди позвоночных только для земноводных характерно

а) наружное оплодотворение;

б) развитие с превращением;

в) пониженный обмен веществ;

г) непостоянная температура тела.


имеются у

а) муравьёв; в) шмелей и ос;

б) наездников; г) майского жука.

28. Деятельность гипофиза находится под контролем

а) гипоталамуса; в) коры надпочечников;

б) щитовидной железы; г) коры больших полушарий.

29. Ориентировочные рефлексы относятся к

а) безусловным, видовым; в) безусловным, приобретённым;

б) условным, приобретённым; г) индивидуальным, наследуемым.

30. Миграцию особей относят к движущим силам эволюции, так как она

может привести к

а) увеличению разнообразия генофонда;

б) усилению борьбы за существование;

в) усилению мутационного процесса;

г) возникновению приспособлений.

31. Способность развития новых организмов из отдельных бластомеров

утрачивается у зародыша в связи с

а) дифференциацией клеток;

б) отсутствием организатора;

в) формированием энтодермы;

г) наступлением паузы в делении клеток.

32. Расщепление во втором поколении по фенотипу 15: 1 окраски семян

пшеницы является результатом

а) аллельных генов по типу неполного доминирования;

б) неаллельных генов по типу комплементарности;

в) аллельных генов по типу кодоминирования;

г) неаллельных генов по типу полимерии.

33. Обратная транскрипция – это процесс синтеза

а) РНК на ДНК; в) белка на РНК;

б) ДНК на РНК; г) белка на ДНК.

имеются у

а) беззубки; в) прудовиков;

б) виноградных улиток; г) слизней.

35. На родство плоских и круглых червей указывает сходное строение

системы

а) нервной; в) дыхательной;

б) кровеносной; г) пищеварительной.


36. Деятельность щитовидной железы регулируется

а) мозговым веществом надпочечников;

б) корой больших полушарий;

в) корой надпочечников;

г) гипофизом.

37. В природе для реальных популяций характерен следующий признак

а) популяционные волны;

б) неизменность генофонда;

в) свободное скрещивание особей;

г) отсутствие миграционного процесса.

38. Появление на суше папоротникообразных произошло в

а) перми; в) девоне;

б) кембрии; г) карбоне.

39. Отношение типа «хищник – жертва» характерно для сокола

сапсана и

а) голубя; в) грифа;

б) коршуна; г) беркута.

40. Наименьшее генотипическое сходство особей одного вида характерно

для разных

а) родов; в) подвидов;

б) семейств; г) популяций.

41. Организмы поддерживают свою целостность и осуществляют

различные функции благодаря способности

а) к размножению;

б) к обмену веществ и энергий;

в) изменять свое строение и функции;

г) передавать свои свойства по наследству.

42. Движение цитоплазмы и ее органоидов осуществляется с помощью

а) каналов эндоплазматической сети;

б) микротрубочек и микронитей;

в) ресничек и жгутиков;

г) клеточного центра.

43. В основе полового размножения лежит

а) обязательно процесс оплодотворения;

б) образование половых клеток;

в) обмен генетической информацией;

г) участие в размножении обязательно двух организмов.


44. Эктодерма, расположенная на спинной стороне эмбриона, является

организатором для формирования

а) мышечной ткани; в) мезодермы;

б) нервной трубки; г) энтодермы.

45. Расщепление во втором поколении по фенотипу 13: 3 окраски

оперения у кур является результатом взаимодействия

а) неаллельных генов по типу эпистаза;

б) неаллельных генов по типу полимерии;

в) аллельных генов по типу кодоминирования;

г) аллельных генов по типу неполного доминирования.

46. Видоизменение любого органа растения связано с

а) изменением его функций;

б) сезонным похолоданием;

в) недоразвитием конуса нарастания;

г) влиянием специфических стимуляторов.

47. Прогрессивным признаком цветковых растений является

а) появление сложных листьев;

б) формирование разветвленной корневой системы;

в) формирование плодов;

г) размножение семенами.

48. Кожно-мускульный мешок отсутствует у

а) плоских и круглых червей;

б) круглых червей и моллюсков;

в) моллюсков и членистоногих;

г) членистоногих и кольчатых червей.

49. У пресмыкающихся в связи с переходом к жизни в наземно-

воздушной среде впервые

а) в сердце сформировались два желудочка и предсердие;

б) появился второй круг кровообращения;

в) появился пояс передних конечностей;

г) сформировались ячеистые лёгкие.

являются

а) насекомые; в) ракообразные;

б) моллюски; г) кольчатые черви.

51. Деятельность надпочечников регулируется непосредственно

а) гипофизом; в) щитовидной железой;

б) гипоталамусом; г) корой больших полушарий.

52. Продолговатый мозг человека отвечает за

а) смену фаз сна и бодрствования;

б) регуляцию постоянства внутренней среды;

в) регуляцию мышечного тонуса и равновесия;

г) рефлекторное осуществление вдоха и выдоха.

53. Под воздействием изоляции как движущей силы эволюции в

популяции происходит

а) увеличение разнообразия генофонда;

б) усиление борьбы за существование;

в) усиление мутационного процесса;

г) закрепление ее генетического различия.

54. Географическому видообразованию должно предшествовать

а) насыщение популяции мутациями;

б) расселение особей на большие территории;

в) освоение особями новых условий обитания;

г) образование новой популяции путем гибридизации.

а) в карбоне; в) в триасе;

б) в мелу; г) в палеогене.

56. Отношение типа «хищник – жертва» характерно для норки и

а) лисицы; в) хорька;

б) куницы; г) ондатры.

57. Укажите имя ученого, который первым попытался доказать, что

самозарождение жизни невозможно

а) Л. Пастер; в) Ф.Реди;

б) Л. Спалланцани; г) Ж. Бюффон.

58. Забота о потомстве наиболее развита у

а) сусликов; в) дельфинов;

б) белок; г) кенгуру.

59. Атавизмом не является

а) многососковость; в) формирование шейных ребер;

б) аппендикс; г) хвостатость.


60. Вещество, играющее роль медиатора в синапсах, называется

а) адреналин; в) инсулин;

б) норадреналин; г) муцин.

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех-пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Кровообращение у позвоночных осуществляется по:

I. Артериям;

II. Артериолам;

III. Венам;

IV. Венулам;

V. Капиллярам.

а) I, II, V; в) I, III, IV, V;

б) II, III, IV; г) I, II, III, IV, V.

2. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия:

III. Углекислый газ;

IV. Кислород;

V. Минеральные вещества.

б) I, II, IV, V; г) I, II, III, V.

3. Представителей типа хордовых характеризуют:

I. Вторичная полость тела;

II. Вторичный рот;

III. Двусторонняя симметрия;

IV. Трехслойность;

V. Отсутствие внутреннего скелета.

а) I, II, III, IV; в) II, IV, V;

б) I, II, III, IV, V; г) I, III, IV, V.

4. Гладкая мышца содержит:

I. Актин, миозин, тропомиозин;

II. Только актин;

III. Только миозин;

IV. Актин и тропонин;

V. Использует А.Т.Ф.

а) III, IV, V; в) I, II, III, IV;

б) I, V; г) II, III, IV, V.

5. Какие условия первичной атмосферы Земли способствовали синтезу

органических соединений?

I. Наличие возможных источников энергии для образования химических связей;

II. Присутствие значительного количества О 2 ;

III. Наличие в атмосфере Земли различных микроорганизмов;

IV. Наличие водяных паров с примесью других газов при почти полном отсутствии О 2 .

а) I, II, III; в) II, III;

б) I, II, III, IV; г) I, IV.

6. В каких органеллах клетки синтезируются белки?

I. Хлоропласты; III. Митохондрии;

II. Рибосомы; IV. Эндоплазматическая сеть.

б) I, II, IV; г) II, III, IV.

7. Где образуются субъединицы рибосом?

I. Цитоплазма;

III. Вакуоли;

IV. Ядрышко;

V. Аппарат Гольджи.

а) II, IV; в) I, II, III, IV;

б) I, II, III; г) I, III, IV, V.

8. В каком состоянии находятся хромосомы к началу деления клетки?

I. Спирализованные; III. Двухроматидные;

II. Деспирализованные; IV. Однохроматидные.

а) I, II; в) I, IV;

б) I, II, III; г) II, III, IV.

9. Перечислите основные этапы аэробной диссимиляции

I. Подготовительный;

II. Гликолиз;

III. Брожение;

IV. Дыхание;

V. Цепь переноса электронов.

а) I, II, IV, V; в) I, IV, V;

б) II, III, IV, V; г) II, III, V.

10. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?

I. Красные; III. Фиолетовые;

II. Зеленые; IV. Синие.

а) I, II, III; в) I, II, III, IV;

б) I, III, IV; г) IV, V.

11. Что представляет собой гаструляция?

I. Образование многоклеточного зародыша;

II. Образование зародышевых листков;

III. Образование вторичной клетки;

IV. Образование многоклеточного зародыша.

а) II, IV; в) II, III, IV;

12. Какие факторы антропогенеза обеспечили развитие прямохождения?

I. Высвобождение верхних конечностей в процессе труда;

II. Мутационный процесс;

III. Стадный образ жизни;

IV. Движущая форма естественного отбора;

V. Ограничение свободного скрещивания между особями разных

популяций.

а) II, IV, V; в) I, II, III, IV, V;

б) I, IV, V; г) II, IV, V.

13. Какие мышцы получили наибольшее развитие в связи с

прямохождением?

I. Затылочные;

II. Спинные;

III. Грудные;

IV. Ягодичные;

V. Икроножные.

а) I, III, IV, V; в) III, IV, V;

б) I, II, IV, V; г) I, II, III, IV, V.

14. Какие вещества относятся к факторам свёртывания крови

I. Тромбопластин;

II. Липаза;

III. Тироксин;

IV. Фибриноген;

V. Протромбин.

а) I, IV; в) I, IV, V;

б) I, II, III; г) I, II, III, IV.

15. Какие органы инервирует вегетативная нервная система?

I. Сердце;

II. Желудок;

III. Сосуды;

V. Мышцы рук.

а) I, II; в) I, II, III, V;

б) I, II, III; г) I, II, III, IV.

16. Бактерии вызывают заболевания:

I. Возвратный тиф;

II. Сыпной тиф;

III. Малярия;

IV. Туляремия;

V. Гепатит.

а) II, IV; в) I, II, IV;

б) I, IV, V; г) II, III, IV, V.

17. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. Корень погибнет;

II. Всё растение погибнет;

III. Рост корня в длину прекратится;

IV. Растение выживет, но будет слабым;

V. Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV, V; в) I, IV, V;

б) III, V; г) II, IV, V.

18. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. Пауков;

II. Клещей;

III. Сольпуг;

IV. Сенокосцев;

V. Скорпионов.

а) II, III; в) I, IV;

б) II; г) I, II, III, V.


19. Животными, ведущими прикреплённый (сидячий) образ жизни, но

имеющими свободноплавающих личинок, являются:

I. Кораллы;

III. Асцидии;

IV. Коловратки;

V. Усоногие раки.

а) I, II, III, IV; в) I, III, IV;

б) I, II, III, V; г) I, II, III, IV, V.

20. Хорда сохраняется в течение всей жизни у

II. Осетра;

III. Акулы;

IV. Миноги;

V. Ланцетника.

а) I, II, III, IV; в) II, III, V;

б) III, IV, V; г) II, IV, V.

21. Каждая популяция характеризуется

I. Плотностью;

II. Численностью;

III. Степенью изоляции;

IV. Независимой эволюционной судьбой;

V. Характером пространственного распределения.

а) I, II, V; в) II, V;

б) I, IV, V; г) II, III, IV.

22. Аналогичные органы, развивающиеся в ходе эволюции:

I. Жабры рыбы и жабры рака;

II. Крылья бабочки и крылья птицы;

III. Усики гороха и усики винограда;

IV. Волосы млекопитающих и перья птиц;

V. Колючки кактуса и колючки боярышника.

а) I, III, IV, V; в) I, II, III, V;

б) I, II, IV, V; г) I, II, III, IV.

23. В организме человека гормональные функции выполняют

соединения:

I. Белки и пептиды;

II. Производные нуклеотидов;

III. Производные холестерина;

IV. Производные аминокислот;

V. Производные жирных кислот.

а) III, IV, V; в) III, V;

б) I, III, IV, V; г) II.

24. Из названных полимеров к нерастворимым относятся:

II. Амилоза;

III. Гликоген;

IV. Целлюлоза;

V. Амилопектин.

а) I, II, IV; в) II, IV, V;

б) I, II, III, IV; г) III, IV, V.

25. К хищникам, как правило, охотящимся из засады, относятся:

III. Ягуар;

IV. Гепард;

V. Медведь.

а) II, III, IV, V; в) I, II, III, V;

б) I, IV; г) II, III, V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «Да» или «Нет» . Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 25.

  1. Печёночные мхи – низшие растения.
  2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  3. Крахмальные зёрна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
  5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
  6. Первые крокодилы были сухопутными животными.
  7. В желудочно-кишечном тракте все белки перевариваются полностью.
  8. При тяжёлой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
  9. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
  10. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
  11. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
  12. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.
  13. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
  14. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  15. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в ДНК.
  16. По строению черепа можно определить, была ли змея ядовитой или нет.
  17. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.
  18. Усики гороха и усики огурца – аналогичные органы.
  19. Жёлчный пузырь не относится к железам, так как он не секретирует ферментов.
  20. Жгутик – обязательный компонент бактериальной клетки.
  21. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.
  22. Все гормоны являются производными аминокислот, пептидов или белков.
  23. Брызгальце хрящевых рыб – это остаток одной из жаберных щелей.
  24. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  25. Головной мозг у позвоночных животных возникает из того же слоя зародыша, что и эпидермис.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия между содержанием 1 и 2 столбцов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 12,5. Заполните матрицы заданий в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между строением и функциями клетки и органоидами, для которых они характерны (максимально – 2,5 балла)

2. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие (максимально – 2,5 балла).

3. Установите соответствие между типами экологических взаимоотношений организмов и организмами, отражающими эти отношения (максимально – 2,5 балла).

4. Установите, в какой последовательности (1–5) происходит процесс редупликации ДНК (максимально – 2,5 балла)

А. Раскручивание спирали молекулы.

Б. Воздействие ферментов на молекулу.

В. Отделение одной цепи от другой части молекулы ДНК.

Г. Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов.

Д. Образование двух молекул ДНК из одной.

5. Установите соответствие между органическим соединением (А–Д) и выполняемой им функцией (1–5) (максимально – 2,5 балла)

1. Компонент клеточной стенки грибов. А. Крахмал.

2. Компонент клеточной стенки растений. Б. Гликоген.

3. Компонент клеточной стенки бактерий. В. Целлюлоза.

4. Запасной полисахарид растений. Г. Муреин.

5. Запасной полисахарид грибов. Д. Хитин.

Соединение

55. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является: а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.

56. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает: а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.

57. Из названных белков ферментом является: а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.

58. В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.

59. Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление: а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. +

60. При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с: а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Бактерии вызывают заболевания : I. возвратный тиф. + II. сыпной тиф. + III. малярия. IV. туляремия. + V. гепатит. а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV; +
г) II, III, IV, V.

2. Корни могут выполнять функции: I. образования почек. + II. образования листьев. III. вегетативного размножения. + IV. поглощения воды и минеральных веществ. + V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов . + а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V; +
г) I, II, III, IV.

3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня: I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. + IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни. + а) III, IV, V;
б) III, V; +
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

4. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для : I. пауков. II. клещей. + III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов. а) II; +
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.

5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются: I. кораллы. + II. губки. + III. асцидии. + IV. коловратки. V. усоногие раки. + а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V; +
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V.

6. Хорда сохраняется в течение всей жизни у : I. окуня. II. осетра. + III. акулы. IV. миноги. + V. ланцетника. + а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. +

7. Нерестится только один раз в жизни : I. севрюга. II. сардина. III. горбуша. + IV. красноперка. V. речной угорь. + а) II, III, V;
б) III, V; +
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.

8. Аллантоис выполняет у амниот функцию : I. газообмена. + II. терморегуляции. III. запасания воды. IV. накопления мочи. + V. пищеварения. а) I, III, IV;
б) I, IV; +
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV.

9. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I. вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин. + V. альбумин плазмы. + а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. +

10. Каждая популяция характеризуется : I. плотностью. + II. численностью. + III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой. V. характером пространственного распределения. + а) I, II, V; +
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.

11. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся : I. волк. II. рысь. + III. ягуар. + IV. гепард. V. медведь. + а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. +

12. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят : I. белка. II. хорек. III. песец. + IV. лемминг. + V. зеленая жаба. а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV; +
г) III, IV, V.

13. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции: I. жабры рыбы и жабры рака. + II. крылья бабочки и крылья птицы. + III. усики гороха и усики винограда . + IV. волосы млекопитающих и перья птицы. V. колючки кактуса и колючки боярышника . + а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V; +
г) I, II, III, IV.

14. Из названных полимеров к неразветвленным относятся : I. хитин. + II. амилоза. + III. гликоген. IV. целлюлоза. + V. амилопектин. а) I, II, IV; +
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V.

15. В организме человека гормональные функции выполняют соединения : I. белки и пептиды. + II. производные нуклеотидов. III. производные холестерина. + IV. производные аминокислот. + V. производные жирных кислот. + а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V; +
в) III, V;
г) II.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

1. Печеночные мхи – низшие растения.

2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +

4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +

10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

13. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов . +

14. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +

16. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков .

18. Суккуленты легко переносят обезвоживание.

19. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +

20. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

21. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

22. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

23. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +

24. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +

25. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите красящие реактивы (1 – глицерин; 2 – гематоксилин; 3– фуксин; 4 – хлор–цинк–йод; 5 – раствор Люголя) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов: А – окрашивание ядер клеток; Б – окрашивание цитоплазмы; В – окрашивание зерен крахмала в клетках; Г – просветление препарата; Д – окрашивание целлюлозных оболочек клеток.

Красящие реактивы

Эффект применения

2. Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах. 01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.

3. На рисунке изображен поперечный срез проводящего пучка картофеля (Solanum tuberosum ). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке.
А – основная паренхима;
Б – наружная флоэма;
В – камбий;
Г – ксилема;
Д – внутренняя флоэма.


Обозначение

Структура

4. Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

раскручивание спирали молекулы

воздействие ферментов на молекулу

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

образование двух молекул ДНК из одной

Последовательность

Процессы

5. Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

Функции

Соединение

Образец матрицы ответов на задания теоретического тура

Фамилия ________________________ Шифр _____________

Имя ________________________

Класс ________________________

Шифр ________________________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 201
1-1 2 уч. год. ______ класс

Задание 1.

41-50

Похожие статьи

© 2024 nsbpodolsk.ru. Все для школьников и студентов.