Оздоровительные игры для дошкольников материал (старшая группа) на тему. Оздоровительные игры Детям об осанке

Татьяна Тоскоракова
Оздоровительно-развивающие игры для детей дошкольного возраста

Игра - единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности - потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность, координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений. Особое место подвижные игры занимают в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Подобные игры получили название - . В последние годы их применение в реабилитации детей дошкольного возраста увеличилось . Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, оздоровлению , закреплению достигнутых социальных отношений. В процессе оздоровительно - развивающих игр улучшается эмоциональное состояние детей , дети получают удовольствие от процесса и результатов игры , формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект , получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.

Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей , имеющих плоскостопие. Цель игр для детей , имеющих разные степени плоскостопия,- закрепить навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно -развивающих игр при плоскостопии у детей дошкольного возраста :

Укреплении мышц пальцев стопы и голеностопного сустава;

Выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках)

Оздоровительно – развивающие игры при плоскостопии :

Каракатица

Цель : Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.

Инвентарь : Деревянные или пластмассовые гимнастические палки.

Содержание игры : Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребенок встает за последним участником команды,

Правила : Выигрывает команда , капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.

Дружные пальчики

Цель : Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь : Карандаши и обручи.

Содержание игры : Участники делятся на две команды. Для каждой команды разложены два-три обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1-2 м разложены 4 лоточка с десятью карандашами в каждом. По сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Правила : Выигрывает команда , игроки которой первыми завершают перенос карандашей. Индивидуальный вариант игры : все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слева от которого находится по восемь-десять карандашей. По сигналу воспитателя надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, затративший на выполнение задания наименьшее количество времени.

Волшебные круги.

Цель : Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.

Инвентарь : Обручи.

Содержание игры : По залу разложены обручи. Участники игры по четыре-шесть человек стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр. Под музыку дети приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола. Руки и туловище выполняют плавные движения, напоминающие движение травы под водой. По сигналу «Вода уходит!» дети поворачиваются лицом в центр, берутся за руки, приседают, лбом касаясь коленей.

Правила : Игра повторяется 2 раза – спиной в центр и спиной наружу.

Для здоровых детей дошкольного возраста и детей , имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры использую как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию.

Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах. В условиях ненапряженного соперничества приобретаются навыки сотрудничества и сопереживания, повышается рост самооценки ребенком своих поступков и самого себя.

Литература.

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. – М. ,1992.

2. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников : пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений / О. В. Козырева. – М., 2007.

Консультация

«О здоровительно- развивающие игры

д ля дошкольников»

Игра – это единственная и самая любимая деятельность ребёнка. Играют в любое время и всегда. Игра позволяет ребёнку удовлетворять многие потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплёскивании накопившейся энергии, самоутверждении. Игра приводит внешний мир ребёнка в соответствии с имеющимися у него представлениями и раскрывает возможности для того, чтобы ребёнок расширял и совершенствовал приобретённые ранее умения. Игра требует от ребёнка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников. Игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощают воображение, овладевают ценностями культуры, вырабатываются определённые навыки. В играх дети помогают выразить свои чувства, разрешать внутренние конфликты, повышают самооценку.

Игры бывают разные: с бегом, с прыжками, с вращениями, игры – возня, языковые игры, имитационные, сюжетно – ролевые игры – это игры, где дети разыгрывают различные роли и ситуации. Если у младших дошкольников основным содержанием игры является воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами, то у среднего возраста – воспроизведение отношений между людьми, а у старших дошкольников – подчинение тем правилам, которые связаны со взятой на себя в игре ролью.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Особенность подвижных игр – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети используют свои знания, животных птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижениях, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте . Подвижные игры бывают: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твёрдо зафиксированные правила. Они обычно бывают коллективные. Используют во всех возрастных группах («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит»).

Бессюжетные игры не имеют сюжета. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве («Ловишки», «Перебежки»).

В сложных играх относятся игры «Городки», «Бодбинтон», «Настольный теннис», «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Хоккей». В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Большую роль в физическом развитии детей играют оздоровительно – развивающие игры. Оздоровительно – развивающие игры позволяют ставить задачи: закреплять достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Игры помогают ребёнку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях и в других видах деятельности. Такие игры можно использовать в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Эти игры вырабатывают сосредоточенность, усердие при выполнение упражнений.

Оздоровительно – развивающие игры для дошкольников:

1. Соревновательные игры – это игры, в которых можно выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. Это игры: игры – эстафеты, связанные с их физической подготовленностью. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях. А проигравший должен знать, что тот, кто учится проигрывать – побеждает. «Меткие броски» – забрось мяч в корзину.

2. Кооперативные игры – игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество. При проведении таких игр учитывают не личные достижения отдельных участников, соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединённых в единую команду. К примеру: «Гигантский прыжок» – сделать самый длинный прыжок.

3. Несоревновательные игры – игры, в которых отсутствует разделение

Участников на соперничающие команды. В этих играх всемерно поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности. «Ножки – сороконожки» – прыгать вперёд, поддерживая друг друга.

Для здоровых детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья используются разновариативные игры

Игры при плоскостопии – закреплять навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях. «Медуза» – подбросить и поймать платок.

Игры при нарушении осанки – укрепление мышц спины и брюшного пресса, растягивание передней поверхности грудной клетки. «Морской хищник» – удержать туловище и не разомкнуть руки.

Игры при дискинезии игры, которые помогают улучшать отток желчи в двенадцатипёрстную кишку. «Смешные черепашки» – быстро пробежать на четвереньках.

«Игры при ожирении – чтобы лучше была подвижность и улучшение деятельности сердечно – сосудистой системы. «Силачи» – не теряя мяча, передавая его партнёру.

Игры для ЧБД – укрепление организма, тренировка дыхательной мускулатуры. «Воздушные шары», «Железный дровосек».

Итак, игры способствуют формированию у ребёнка осознанного отношения к собственному здоровью, способствует развитию уверенности ребёнка в собственных силах. Оздоровительно – развивающие игры помогают ребёнку овладеть нормами правилами человеческих взаимоотношений, нравственной, эстетической культуры.

Литература

О.В. Козырева. Оздоровительно – развивающие игры для дошкольников.

Д.В. Хухлаева. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Хмелева Светлана Камильевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Золотая рыбка»

город Лянтор, Сургутский район

Цель: укрепление здоровья детей.

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Оздоровительные игры являются эффективной формой оздоровления детей в системе дошкольного образования. Правильное выполнение физических упражнений (оздоровительных игр) положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата, а также на сердечнососудистую и дыхательную систему.

Оздоровительные игры мною используются как на занятиях по физической культуре, так и в течении всего дня. В частности, в коррекционной работе по профилактики заболеваемости.

На данном мастер-классе дети знакомят (обучают) с оздоровительными играми других детей. Результат оказался более эффективным, чем, если бы был показ воспитателя. Конечно же, этому предшествует большая работа.

Задачи :

Познакомить детей с оздоровительными играми,

Развивать физические навыки,

Воспитывать интерес к оздоровлению своего организма.

Оборудование: аудиозапись с ритмичной и спокойной музыкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем увлекательном занятии мы будем учиться быть сильными, ловкими, быстрыми, то есть быть здоровыми. Хотите быть здоровыми?

Воспитатель: А помогать мне будут воспитанники группы «Земляничка». Ребята, а вы любите играть?

Воспитатель: Мы познакомим вас с очень полезными и нужными оздоровительными играми. Как они называются, вы узнаете, отгадав загадки.

(Дети группы «Земляничка» загадывают загадки)

Загадка:

Кто на дне реки во мраке

Затевает вечно драки?

Чьих клещей боится враг?

Кто гуляет задом?...(РАК)

Игра «Раки».

Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналудвижутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

Показ выполнения упражнения детьми. Привлечение к игре зрителей.

Игра «Тачка».

Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен умело ею управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Упражнение проводиться в течение 30 секунд, а затем партнеры меняются местами.

Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

Загадка:

Я с неба упала на морское дно.

Хищницей стала давным уже давно. (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА)

Игра «Морская звезда ».

Дети ложатся на живот, поднимают руки и ноги в стороны, прогибаются.

Упражнение укрепляет мышцы рук, ног, спины.

Показ выполнения детьми. Привлечение к игре зрителей.

Загадка:

Без рук, без ног на брюхе плывет.

Спереди носок, сзади рулек.

По бокам ручищи,

А внутри людищи. (ЛОДКА)

Игра «Лодочка».

Дети ложатсяна пол. Ноги прижать друг к другу. Руки вытянуть вперед, прижать друг к другу. Прогнуться и «покачаться на волнах».

Упражнение укрепляет мышцы рук, ног, развивает гибкость.

Показ выполнения детьми. Привлечение к игре зрителей.

Загадка:

Га-га-га гогочет птица,
Если очень разозлится.
Никого я не боюсь,
Потому что это...(Гусь)

Игра «Гуси».

Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу воспитателю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечнососудистую систему.

Загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (ЦАПЛЯ)

Игра «Цапля».

Детям предлагается разуться и встать в круг. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше.

Упражнение тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрировать внимание, а также очень смешит детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами не просто играли, а укрепляли свой организм. Играйте в эти игры и будьте здоровы.

Используемая литература:

  1. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А.С.Галанов.
  2. «Про все на свете. Загадки для детей». Наталья Иванова.

Фотографии из архива МБДОУ детского сада «Золотая рыбка».

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Оздоровительно-развивающие игры для детей дошкольного возраста

Игра - единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности - потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность, координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Подвижные игры занимают особое место в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Эти игры получили название-оздоровительно-развивающие.

Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, оздоровлению, закреплению достигнутых социальных отношений.

В процессе оздоровительно - развивающих игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.

Использование оздоровительно – развивающих игр при плоскостопие.

Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих плоскостопие. Цель игр для детей, имеющих разные степени плоскостопия, - закрепить навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр при плоскостопии у детей дошкольного возраста:

Укреплении мышц пальцев стопы и голеностопного сустава;

Выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках)

Почитайте об оздоровительно – развивающих играх

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. – М., 1992.

2. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений / О. В. Козырева. – М., 2007.

Оздоровительно – развивающие игры при плоскостопии.

Игра «Каракатица»

Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку. Инвентарь: Деревянные или пластмассовые гимнастические палки. Содержание игры: Ребёнок принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. По сигналу взрослого «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку.

Игра «Дружные пальчики»

Цель: Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь: Карандаши и обручи.

Содержание игры: Вокруг обруча располагается. вся семья. Перед обручем на расстоянии 1-2 м разложены лоточки с десятью карандашами. По сигналу ведущего игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Правила: Выигрывает тот, который первым завершают перенос карандашей.

Игра «Волшебные круги»

Цель: Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.

Инвентарь: Обручи. Содержание игры: По комнате разложены обручи. Участники игры стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр, дети и родители приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола.

Игра «Собачка»

Цель: Достать мяч. Инвентарь: Мяч. Содержание игры: Игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача "собачки" - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится "собачкой".

Для здоровых детей дошкольного возраста и детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры использую как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию.

Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах. В условиях ненапряженного соперничества приобретаются навыки сотрудничества и сопереживания, повышается рост самооценки ребенком своих поступков и самого себя.

ИринаVIK
Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения

И. Л. Ермолаева

МАДОУ г. Мурманскa № 32,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. В статье представлены ежедневные игры , которые способствуют коррекции и профилактике тех или иных нарушений здоровья в условиях дошкольного учреждения . Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей .

Ключевые слова : коррекционные игры , профилактика , здоровье , органы дыхания, зрения, опорно – двигательный аппарат, упражнения.

I.L .Еrmolayeva

MАDOY q. Murmanska № 32 ,

GAMES FOR HEALTH

Annotation. Currently, the problem of prevention and correction of deviations in the health status of children has become particularly relevant. The article presents the daily games that contribute to the correction and prevention of various health disorders in a preschool. Formation of a conscious attitude to health and a healthy lifestyle among children.

Keywords: correctional game, prevention, health, respiratory, vision, support - locomotion, exercises.

На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образование - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Решение данной задачи становиться невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения , способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Поэтому главными, актуальными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются :

Охрана и укрепление здоровья детей ;

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

Создание условий для реализации потребности детей двигательной активности;

Воспитание потребности к здоровому образу жизни ;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств воспитания.

Здоровье – великое благо и важное условие , определяющее возможность полноценного физического и психического развития детей . Недаром народная мудрость гласит «Здоровье - всему голова

В настоящее время отмечается ухудшение в состоянии здоровья дошкольников , что ограничивает физический и психический потенциал будущего поколения. Наиболее распространены заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, общее моторное отставание.

В силу объективных причин уменьшается мышечная нагрузка детского организма : современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры , посещение кружков, поэтому не остается времени на подвижные игры и прогулки . А ведь именно в процессе игры , взаимодействуя друг с другом, дети познают окружающий мир, реализуют свои физические потребности, развивают свою эмоциональную сферу, приобщаются к народной культуре.

Игра занимает важнейшее место в жизни малышей. Упражнения, наполненные оздоровительным содержанием , объединённые игровым сюжетом, имеют огромное преимущество : интерес и желание детей выполнять их снова и снова. Разнообразие игр, которые лечат, очень широко. Игра для здоровья детей имеет колоссальное значение, также и для эмоционально – психического развития. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Большой оздоровительный эффект оказывают игра на свежем воздухе, которая включает различные физические упражнения.

Сам ребёнок должен знать и понимать. Что главные факторы, помогающие сохранить и укрепить здоровье , – солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться.

Я подобрала увлекательные и в тоже время эффективные с точки зрения оздоровления и профилактики игры и упражнения . Данную работу провожу систематически, совместно с родителями дошкольников . Коррекционные упражнения , динамические часы и паузы, которые я использую ежедневно в разных видах деятельности. Они доступны и интересны малышам. Игровая форма помогает установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Упражнения по профилактике и коррекции заболевания органов зрения.

Упражнение по сортировке и нанизыванию бус – ребёнку дается задание выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зелёные, синие. Данное упражнение эффективно для повышения остроты зрения, развитию мелкой моторики рук, скоординированных действий рук, способствует формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Упражнение для активации работы мышц глаз – способствует снятию утомления, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Фиксация взгляда прямо перед собой, на кончике указательного пальца, на носках левой и правой ноги, на правом и левом углу комнаты, на вершинах деревьев за окном. По 2-3 секунды, с повтором упражнения 4-5 раз.

Упражнение на фиксацию взгляда (разработано академиком В. П. Филатовым) – способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов.

Тренажёры «Бабочка» , «Маршруты для глаз» (офтальмотренажёр В. Ф. Базарного) - способствуют развитию восприятия и зрительно – двигательной моторной координации зрения, профилактике близорукости .

Упражнения, способствующие развитию общей и мелкой моторики.

«Передай мяч, ракетку, клюшку» - над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, и другие.

«Барабан» - наклонись к ракетке, клюшке, мячу, лежащим на полу, побарабань пальцами, выпрямись.

«Забей мячик в ворота» - щелчком пальцев рук загнать мячик для пин - понга в ворота.

«Удержи мячик!» - удерживать мячик двумя пальцами рук с их сменой.

Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамический паузы, на которых мы развиваем быстроту, ловкость, координационные способности, игровые действия с ракетками, битами, мячами разного диаметра.

Упражнения по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы. Предупреждение плоскостопия, которые может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма. Предупредить заболевание можно путём упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц спины, груди, стоп и голени.

«Ловись рыбка» . Руки положить вдоль туловища, правый носок оттянуть на себя. Согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п. То же выполнить левой ногой.

«Строим норку» . Лежа на животе, пальцы рук сложить под подбородком, стопы поставит на носки. Слегка сгибая колени, пальцами ног «отгребать песок назад» .

«Как стена» . Дети под музыку свободно двигаются, по сигналу бегут к стене, занимают правильную позу. Ровную. Как стена. Плотно касаясь лопатками, пятками и ягодицами.

«Волк во рву» - чертиться две линии или два круга (один в другом) . У детей на головах мешочки с песком или для усложнения пластмассовые кубики. По сигналу дети идут к противоположенной линии или пересекают ров. Водящий может «осалить» только того, у кого упал «груз» .

«Кошка на прогулке» - положение детей колено – кистевое (на четвереньках) . Расставить несколько ориентиров, обозначив их как приятное и не приятное для кошки (собака, блюдце с молоком, мясо, огурец) . Дети ползают на четвереньках до ориентира и принимают позу – кошка сердитая (спину выгнуть вверх, голова опускается между рук) или кошка добрая (голову поднять спину прогнуть вниз) .

«Лыжники» . В руках две палки, кисти на уровне плеч. Выполняется ходьба, имитирующая передвижение лыжника. Выполняется произвольно или кто быстрее дойдет до финиша правильно.

«Японское приветствие» (работают грудные мышцы) : ладони обеих рук сложены вместе на уровне грудных мышц; осуществляем давление ладонями в течении 10 секунд (плавно начинаем, плавно опускаем) ; далее отводим руки назад через стороны и выполняем несколько пружинистых движений руками навстречу друг другу.

«Замок» (работают мышцы спины) : сидя или стоя; ладони обеих рук сцепить перед собой в замок; в течение 10 секунд осуществлять растягивание, как бы мы хотим разорвать «замок» обхватываем себя руками (обнять, растягиваем мышцы спины.

Дыхание – одна из важнейших функций человеческого организма, которая осуществляет основной газообмен, питание нервных и мышечных клеток кислородом, выведения наружу углекислого газа . Важно научить детей правильно дышать .

Упражнения по профилактике заболеваний органов дыхания.

Комплекс общей дыхательной гимнастики «Мы строим дом»

«Поднимаем кирпичи» . И. п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. Выполнение :1-вдох, 2-наклон туловища вперёд, пальцы в кулак («Ух!» , 3-вдох, 4- вернуться в и. п.

«Кладём раствор» . И. п.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад. Выполнение : 1- вдох, 2-3 – выдох, поворот туловища вправо (влево, мах правой (левой) рукой, назад, вперед («раз» , 4 – и. п.

«Белим потолок» . И. п. ноги врозь, руки опущены. Выполнение : 1- вдох – поднять правую руку, вверх – назад, 2-выдох – опустить, 3- вдох, поднять левую руку, вверх – назад, 4 – выдох, опустить.

«Наклеиваем обои» . И. п.: основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1-вдох, 2- выдох- подняться на носки, прямые руки вверх, 3- вдох, 4 – выдох, вернуться в и. п.

«Красим полы» - и. п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в руках. Выполнение : 1- вдох, 2- туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь «Жик» , 3- вдох, 4- выдох, вернуться в и. п.

Все предложенные оздоровительные игры и упражнения можно использовать комплексно, так и индивидуально в течение всего дня. Главное их назначение направленно на психофизическое развитие, оздоровление и профилактику заболеваний детского организма. Игра, которая захватывает воображение детей , развивает их творческие способности, и в тоже время тренируется не только их тело, но и психика.

Список использованной литературы :

1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры , которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет . -М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64с. (Здоровый малыш ) .

2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства ДОУ/ Л. Волошина// Дошкольное воспитание . -2004.- № 1-с. 114-117.

3. Волошина, Л., Сокорева, Е. Развитие тонкой моторики средствами физических упражнений и подвижных игр / Волошина, Л., Сокорева, Е. // Дошкольное воспитание . -2011.- № 2 – с. 31 -35.

4. Седловская, И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников/ И . М. Седловская// Коррекционная работа . -2012.- № 5-с. 67-71

5. Соловьева, О. Обучая оздоровлять . / О. Соловьева// Детство. Отрочество. Юность. – 2012 - № 12 – с. 13 – 20.

Похожие статьи

© 2024 nsbpodolsk.ru. Все для школьников и студентов.