Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему Словосочетания окончания существительных после шипящих

Разработка урока по русскому языку по теме:

« Правописание О - Е после шипящих и Ц

в окончаниях имён существительных».

Учитель начальных классов:

Мяновская И.В.

Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф.

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил»

А.П. Сумароков

1. Чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

На доске слова:

ш..пот

неуч…м

нож…м

свинц…м

бельч…нок

Прочитайте слова.

Что у них общего?

Распределите на группы.

Сформулируйте тему урока, цель.

Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!

3.Работа по теме урока.

Поиск решений.

Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь знак ударения.
  3. Выдели окончание.
  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

Запишите вывод на карточке - правило.

За ландыш…м

пейзаж…м

над рощ…й

свеч…й

с птиц…й

мудрец…м

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?

И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.57). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

А теперь предлагаю составить схему к этому правилу.

Давайте мы её запишем в тетрадь, как маячок, который будет сигналить нам.

4.Первичное закрепление.

Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо ». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске

О Е

Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.

По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

5.Вторичное закрепление.

По выбору

1 группа – работа по учебнику с. 57(1)

2 группа – выборочный диктант

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.

с (орлица) –

перед (Сережа) -

с (борщ) –

за (рубеж) –

под (кожа) –

за (плащ) –

Цели:

  1. Учить правильному написанию гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • карточки с согласными буквами щ, ш, ж, ч, ц,
  • карточки с заданием для работы в паре и группе,
  • таблица "Алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц",
  • сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.

2. Актуализация знаний

Учитель. Какое слово рассыпалось? А, Ж, И, П, Е, Д

Дети. Падежи

У. Соедините стрелочками названия падежей и падежные вопросы

(карточки у каждого учащегося)

  • Именительный (Кого? Чего?)
  • Родительный (О ком? О чем?)
  • Дательный (Кого? Что?)
  • Винительный (Кто? Что?)
  • Творительный (Кому? Чему?)
  • Предложный (Кем? Чем?)

У. Что вы можете сказать о буквах?

На доске буквы: ш, щ, ж, ч, ц.

Д. Это согласные.

У. Какая буква лишняя?

Д. Буква Ц, остальные буквы шипящие.

У. Отодвинем букву Ц. На какие группы можно разделить оставшиеся буквы?

Д. Парные – непарные согласные, только твердые – только мягкие согласные.

У. Почему эти буквы пришли к нам на урок, мы узнаем чуть позже.

Прочитайте предложение, объясните орфограммы.

За рощ\о,е\й был широкий пруд с чистой водиц\о,е\й.

Д. Орфограммы: за – предлог, пишется отдельно. Широкий – сочетание ши пишем с буквой – и. Пруд – парный согласный в корне слова \ пруды\. С чистой – с – предлог – пишем отдельно, чистой – безударная гласная в окончании – ой \ какой?\. В словах рощей, водицей – орфограмма неизвестна.

3. Формулирование темы и цели урока

У. Назовите, в какой части слова орфограмма.

Д. Орфограмма в окончании существительных в творительном падеже, после основы, оканчивающейся на шипящий и Ц.

У. Определите цель нашего урока.

Д. Научиться правильно писать гласные О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

4. Работа в парах

На карточках записаны слова:

Задачей, моржом, ландышем, лещом, птицей, калачом, борцом, сторожем.

Задание:

а) определите падеж имен существительных,
б) выделите основу и окончания слов,
в) определите, какой согласный стоит на конце основы;
г) поставьте ударение.
д) Что можете сказать о написании окончаний имен существительных?
е) Сделайте вывод.

Д. В окончаниях имен существительных в творительном падеже после шипящих и Ц в ударном положении пишется О, безударном – Е.

У. Сравните этот вывод с правилом в учебнике. Молодцы, вы как ученые сделали сегодня открытие. Объясните, какие гласные напишем в нашем предложении.

За рощей был широкий пруд с чистой водицей.

Д. За рощей, с водицей – существительные в творительном падеже, окончания в безударном положении, напишем в окончании – Е.

5. Составление алгоритма

Итак, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и Ц:

  • прочитать слово;
  • поставить ударение;
  • определить окончание:

Физминутка: игра «Кто внимательный»

Мы гуляли рощей,
Мы гуляли речкой.
Побежали за зайцем,
Не догнали, конечно.
Побежали за птицей.
Улетела родная.
Помахала крылом нам,
Свою песнь напевая.

Назовите из текста физминутки слова на изученное правило.

Какую гласную напишем в окончаниях?

6. Самостоятельная работа

Прочитайте на доске словосочетания:

Наблюдаю за еж…м, любуюсь живц…м, гоняться за зайц…м, назвали Сердц…м, пользоваться душ…м.

У. Какие слова непонятны?

Д. Назвали Сердцем, любуюсь живцом.

У. Прочитайте объяснение с обратной стороны карточки.

Д. Сердце – высокогорное озеро на склоне хребта Хамар – Дабан в нашей республике Бурятии. По своему очертанию, если смотреть сверху, оно напоминает форму сердца. Это одно из любимых туристских мест.

Живцом называют в Бурятии родник. Вода здесь бьет ключом.

Задание:

а) Запишите словосочетания в два столбика по гласной в окончании:

б) Составьте и запишите предложение с одним словосочетанием.

Один учащийся распределяет карточки со словосочетаниями в два столбика на доске. Проверка с помощью сигнальных карточек.

7. Групповая работа

У. Сейчас приготовьтесь работать в группах.

Задание: Разгадать кроссворд, вписав слова в творительном падеже.

По горизонтали:

1. Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

2. Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.

3. Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.

По вертикали:

4. Приспособление для обливания мелкими струйками воды.

5. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения.

6. Медицинское учреждение для длительного лечения.

Ответы: по горизонтали 1-смерчем, 2-полотенцем,3-гостиницей. По вертикали: 4-душем, 5-свечой, 6-больницей

8. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.

Почему буквы щ, ш, ж, ч, ц пришли к нам на урок?

Что нового узнали на уроке? Что интересного?

Где мы можем применить полученные знания?

Тема:

Ужом, багажом, гаражом, чертежом, ножом, стрижом, малышом, шалашом, лапшой, ковшом, пряжей, пейзажем, сторожем, экипажем, пляжем, порошей, крышей, ландышем, сушей.

Лучом, мечом, ключом, кумачом, сургучом, кирпичом, каланчой, калачом, саранчой, бичом, врачом, свечой, грачом, силачом, ткачом, плащом, борщом, дачей, задачей, смерчем, добычей, тучей, плачем, рощей, товарищем.

Пловцом, продавцом, хитрецом, пыльцой, рысцой, птицей, шприцем, страницей, пшеницей.

I. 1. По ниве прохожу я узкою межой. (Майк.) 2. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (Т.) 3. Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. (Гарш.) 4. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляжем. (В Кулагин.)

II. 1. Гаврик снял с крыши весла и взвалил их на маленькое, но крепкое плечо. (Лаг.) 2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. (Алд-Сем.) 3. Капитан гаечным ключом легонько стукнул по трубе, она звонко отозвалась. (Воскр.) 4. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащом. (В. Кур.) 5. Дениска подался всем туловищем назад и осадил гнедых (Ч.) 6. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать. (Л.) 7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом с своей ношей. (Т.)

III. 1. Однообразная дикая тундра замкнула путешественников в свое кольцо. (Алд.-Сем.) 2. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (Кор.) 3. Всей своей жестокой, слепой силой природа обрушивалась на беглецов. (Бык.) 4. Рука бойцов колоть устала. (Л.) 5. Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. (А. К. Т.) 6. Пыль, жара, солнце так и печет, (Л. Т.) 7. Далеко за рекой слышатся веселые песни косцов. (С.-М.) 8. Народ справедливо называет землю кормилицей. 9. Над станицей низко летели рваные хлопья облаков. (Ш.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова в три колонки: 1) с о - е после шипящих в окончаниях существительных; 2) с о - ё после шипящих в корнях слов; 3) с ё после шипящих в окончаниях глаголов.

1. Мы не хотим, чтобы на поле боя опять шагали тысячи бойцов, чтоб стало черным небо голубое, чтоб дети оставались без отцов. (Агаш.) 2. Движение и шепот в шеренге школьников все усиливались. 3. Шорохи переросли в тревожный гул. (Алд.-Сем) 4. Сухой жесткий комок подкатился к горлу матери. (С. Арутюнов.) 5. Обоз беженцев сливается с последними пехотными частями, и все вместе без отдыха течет по шоссе в безбрежных облаках пыли. (Сераф.) 6. Сквозь косую зеленую решетку, увитую плющом, мальчику удалось увидеть стол с кувшином молока и нескольких человек… (Кат.) 7. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. (П.) 8. Выползло из-за облаков солнце, побежало лучом по полям (Прилеж.) 9. Опять отворилась дверь, и вошел хозяин со свечой. (Ч.) 10. Джулия прислонилась плечом к выступу скалы. (Бык.) 11. Кто хочет сделаться глупцом, тому мы предлагаем: пускай пренебрежет трудом и жить начнет лентяем. (Н.)

Тема урока: «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цель:

обучающий аспект:

Уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;

Понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц ;

- научить правильно писать О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;

Уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

развивающий аспект:

Развивать мышление (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);

Развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);

Развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);

воспитывающий аспект:

Воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;

Воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)

Этапы урока:

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Усвоение новых знаний и новых способов деятельности.

Первичная проверка понимания.

Итог на рефлексивной основе.

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

1 этап. «Скороговорка»

Посмотрите на доску. На ней записано предложение.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Что это? (скороговорка)

Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.

Зачем вообще нужны скороговорки?

Попробуйте её правильно произнести.

На какие согласные эта скороговорка?

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.

Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало предложений:

Задачи урока:

Узнать ………………..

Научиться …………….....

2 этап «Собери слово»

А теперь я предлагаю вам поиграть. Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)

Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)

Не забудьте про основу. Что она включает?

Сейчас мы будем работать в парах. На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

Слова разрезаны на морфемы.

Рас-чёс-к-а под-чёрк-ива-ть про-ж о р-лив-ый при-ч ё с-к-а по-щёлк-а-ть шёлк-ов-ый,

Шёрст-к-а на-шёпт-ыва-ть жёрд-очк-а, пчёл-к-а шалаш-ом.

Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

  1. Давать высказаться товарищу;
  2. Прислушиваться к мнению друг друга;
  3. Работать вместе.
  4. Продумать, кто будет представлять материал.

Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.

Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.

На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.

Расчёска подчёркивать прож о рливый прич ё ска пощёлкать шёлковый,

Шёрстка нашёптывать жёрдочка, пчёлка шалашом.

Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)

Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом)

Почему оно лишнее?

Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

Почему в этом слове мы не можем для выбора гласной применить то же правило?

(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)

2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.

Давайте попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

На доске изображена таблица.

Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

Определите ударение в словах?

Выводы из наблюдений.

Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

Попробуйте сформулировать правило.

Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Точно ли мы его сформулировали. Учебник с.76, п. 99.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.

А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.

Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из 5 пунктов

Карточка-информатор:

1. Определи часть речи

2. Поставь ударение.

3. Выдели окончание

4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.

5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.

Сравните, алгоритм вам кажется более полным? Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.

3.Первичная проверка понимания.

Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.

Задание 1

Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете выбор гласной в окончании (о или е).

Храбрец..м, встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й, плащ..м, . сторож..м, свеч ой, мудрец..в, пейзаж..м,

Задание 2

А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.

Золотым ключом, говорить со сторожем….

Продолжайте. К доске пойдёт ……

Следить за синицей, играть с малышом, идти со свечой, летали над рощей, острым мечом, за большой лужей , угостить калачом, восхищаться пейзажем, укрыться плащом, открыть ключом .

Эту работу мы проверим способом взаимопроверки. Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске. Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.

В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.

5 баллов - нет ошибок

4 балла -1-2 ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Задание 3

Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?

Задача - найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душ ой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзаж ем.

Я восхищаюсь и первым ландыш ем , и маленьким стриж ом , и носатым грач ом , который ходит вдоль дорог.

По пшеничному полю прохожу я узкою меж ой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнц е , пробежит луч ом по полям, раскрасит их.

Вот длинной верениц ей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свеч ой . У озера построен шалаш. Рядом с шалаш ом стоят клены. Любуешься каждым деревц ем . Наклоняешься над ключ ом и пьёшь ледяную воду.

Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубеж ом ты понимаешь истинный смысл пословицы « Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердц ем .

Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.

15 слов - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.

4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.

Рефлексия:

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.

Что было самым интересным?

5.Домашнее задание.

Д. З. п. 99, упр. 556

Фамилия_________________ Класс__________________

Лист оценивания

«Собери слово»

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

3. Верно определена часть речи

нет ошибок - 3 балла

одна ошибка -2 балла

две ошибки - 1 балл

«Создай свой алгоритм»

нет ошибок - 5 баллов:

одна ошибка -4 балла

две ошибки - 3 балла

три ошибка -2 балла

четыре ошибки - 1 балл

Словосочетания. «Напиши правильно букву».

5 баллов -нет ошибок

4 балла -1-2 ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Работа с текстом «Найди слова»

Посчитай количество правильно выписанных слов.

15 слов - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Перевод баллов в оценку

«5»- 17- 18 баллов

«4» - 14- 16 баллов

«3» 10-13 баллов

«2» - 9 и менее

бор щ ом бор ц ов двор ц ом коль ц о ме ж ой лап ш ой клю ч ом товари щ ем гор ц ев полотен ц ем серд ц е репорта ж ем юно ш ей встре ч ей

бор щ оʹм бор ц оʹв двор ц оʹм коль ц оʹ ме ж оʹй лап ш оʹй клю ч оʹм товаʹри щ ем гоʹр ц ев полотеʹн ц ем сеʹрд ц е репортаʹ ж ем юʹно ш ей встрʹе ч ей

Алгоритм 1 . Определи часть речи. 2. Поставь ударение. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа. 5. Сделай вывод о написании гласной: под ударением - пиши О, без ударения – Ё.

о е Найти в тексте слова на изучаемую нами орфограмму «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выписать их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.

о е Ду ш ой, стри ж ом, гра ч ом, ме ж ой, лу ч ом, све ч ой, шала ш ом, клю ч ом, рубе ж ом Пейза ж ем, ланды ш ем, солн ц е, верени ц ей, дерев ц ем, серд ц ем

Сегодня на уроке я узнал… научился… могу похвалить себя и своих одноклассни-ков за …

Запишите задание на дом! П. 99, упр. 556 стр. 76 .


Похожие статьи

© 2024 nsbpodolsk.ru. Все для школьников и студентов.