Презентация на тему технология логопедического массажа. Логопедический массаж презентация к уроку по логопедии на тему. Основные приёмы массажа

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств. Практикум «Мастер-Класс» по логопедическому массажу при Дизартрии Семинар мая 2014 г. г.Челябинск Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор МГПУ и МГГУ им.Шолохова




Семинар «Мастер-Класс» 1. Методические рекомендации к логопедическому массажу - Архиповой Е. 2. Дифференцированный массаж при Дизартрии - авторская позиция Архиповой Е. 3. Массаж при ДЦП – авторская позиция Архиповой Е., Дедюхина Г. 4. Самомассаж – Дьяковой Е. 5. Точечный массаж при заикании – Мещерская Л., Шевцова Е. 6. Массаж при ринолалии и нарушении голоса 7. Инновационные технологии логопедического массажа. 8. Практикум «Мастер-Класс»- дифференцированный массаж при Дизартрии.






.








1 т – вначале каждой процедуры 2 т– вначале каждой процедуры 15 точек-БАТ 3 т– каждый день 4 т –каждый день 5 т - через день 6 т- через день 7 т- через день 8 т- через день 9 т- через день 10 т- через день 11 т- через день 12 т- через день 13 т- через день 14 т- через день 15 т- через день






Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаиваетесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение – заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут 6 месяцев.




При заикании используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Надо надавливать на точку воздействия акупунктуры- БАТ- подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, в течение примерно полминуты, увеличивая силу давления.


































.




Гидромассажный коврик при заикании shop.ru/shop/UID_901.html




Отзыв мамы двух детей с заиканием 5-7 лет В самом начале у нас получилось: - массаж расслабляющий + точечный 10 процедур, -потом 10 дней отдохнули и - далее через день 5 солевых и 5 простых гидромассажных ванн перед сном (не горячих) Запинки прекратились через 3-4 недели, то есть как раз к окончанию курса


Шевцова Е. Е., Артикуляционный массаж при заикании, Москва, 2006 Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания. Из нашей книги вы узнаете, о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.




В издании представлена авторская комплексная методика коррекции речевой и сопутствующих ей патологий у детей от 2 до 7 лет. Публикуемые материалы - результат более чем 20-летнего опыта успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия в работе с дошкольниками, школьниками и взрослыми, имеющими нарушения речи год




Массаж профессора Ауглина Детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж для детей с ММД: Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Постепенно учить ребенка самостоятельно выполнять следующие упражнения:




2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек. 3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.




5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на точки (рис. 1) на каждую по очереди: точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза; точка 2 на середине носовой кости; точка 3 у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян); точка соответствует точке Хэ-ляо.




Краниопунктура= скальптерапия Новый метод воздействия на организм человека. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях.






Рис. 2. Зоны краниопунктуры: 1 моторная зона; 2 чувствительная зона; 3 вторая зона речи; 4 третья зона речи; 5 зона зрения; 6 зона носа и горла; 7 центральная точка; 8 теменной бугор; 9 точка на середине расстояния между бровей; 10 точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра


Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций. 1. Моторная зона линия, которая начинается на 0,5 см кзади от центральной точки и оканчивается в точке пересечения горизонтальной линии с центром височной кости.
















Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.


И.И. Ермакова КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность.




Массаж неба Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 15 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд).


Логопедический массаж А87 Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, с.:ил В книге дается общая характеристика развития детей первые двух лет жизни, страдающих церебральным параличом, и методика коррекционно-воспитательной работы с ними. Автор описывает логопедический массаж конкретные приемы исправления отклонений в доречевом развитии с целью предупреждения тяжелых речевых дефектов.


Архипова Е.Ф., Логопедический массаж при дизартрии, Владимир, Дается характеристика расстройств у детей с дизартрией, а также представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Впервые в практике предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.


Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением. - М.: Айрис-пресс, В книге представлена эффективная авторская методика исправления нарушений звукопроизношения у детей, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому ребенку. Она позволяет значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений и эффективно упрочить навыки правильного звукопроизношения. . Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста, СПб, КАРО, 2008 Дифференцированный логопедический массаж часть комплексной медико-психолого- педагогическиой работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц.
Массаж Крупенчук О.И. Предложена новая методика логопедического массажа - массаж ложками, Преимущества: Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, во-вторых, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях, в- третьих, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и пределяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ» Подготовили студенты МГПУ ИСОиКР заочного отделения кафедры логопедии 35 группы: Фролова А., Вукотич М., Молоканова Е., Ермакова А.

Логопедический массаж: Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Проблемой логопедического массажа занимались: И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, 1985; Е.Е. Шевцова, 1993; Е.П. Недорезова, 1995; И. В. Блысина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г. Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; Дьякова Е.А., 2005.

Анатомо-физиологическое действие: улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. улучшает ее питание, повышает обменные процессы. капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). улучшается функция лимфатических сосудов. существенно изменяется состояние мышечной системы. (повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки) массаж позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Области воздействия при массаже: Логопедический массаж выполняется в основном в области: мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба)

Анатомическое строение массажных зон: Область рта ограничена: спереди - губами, по бокам - щеками, сверху - нёбом (твердым и мягким), снизу - языком и мышцами, образующими дно полости рта. Сзади, через перешеек зева, полость рта сообщается с глоткой и носоглоткой.

ГУБЫ: Губы - две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель. Концы ротовой щели носят название углов рта. Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности. Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка.

Щёки: - Образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри - слизистой оболочкой. - Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка. - В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желёз.

Язык: - Мышечный орган, покрытый сверху, с боков и частично снизу слизистой оболочкой. - В языке различают две части: переднюю - свободную часть (тело языка) и заднюю часть (корень языка). - Тело языка заканчивается закругленной верхушкой языка, или кончиком. - Верхняя поверхность языка называется спинкой языка. - На ней в продольном направлении расположена срединная борозда языка, которая делит тело языка на правую и левую части. - Соответственно этой борозде вся мускулатура языка делится на две половины посредством фиброзной (соединительнотканной) пластинки, или перегородки, языка, которая расположена в толще языка.

Нёбо мягкое и твердое: Его передняя часть - твердое нёбо - имеет костную основу. Задняя часть - мягкое нёбо - в основном образована мышцами и слизистой оболочкой, в которой расположены нёбные железы.

Уздечка языка: От нижней поверхности языка до десен идет складка слизистой оболочки.

Задачи логопедического массажа: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); стимуляция проприоцептивных ощущений; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

МЕТОДЫ: ПРИЕМЫ: Дифференцированный логопедический массаж; Зондовый массаж; Щеточный; Пассивная и активная артикуляционная гимнастика; Голосовые и дыхательные упражнения; Искусственная локальная контрастотермия. Поглаживание: - поверхностное; - глубокое обхватывающее; -граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие.

Поглаживание - применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание. A. Поверхностное поглаживание. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры. Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично. Б. Глубокое обхватывающее поглаживание. Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

Граблеобразное поглаживание. Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

РАСТИРАНИЕ: Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц. Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

РАЗМИНАНИЕ: Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. - При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других четырех пальцев. - Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. - Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. - При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

ВИБРАЦИЯ и ПОКОЛАЧИВАНИЕ: Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Техника выполнения: Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

ПЛОТНОЕ НАЖАТИЕ: Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы хода пучков нервных окончаний. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ: __Зондовый___ __Пальцевой__ __Зубными____ __щетками___ ___ Шпатели___

Оборудование для логопедического массажа:

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры Движения от периферии к центру; Движения- легкие, скользящие, слегка прижимающие (не растягивающие); Каждое движение выполняем 5-8 раз. Циклы по 10-20 сеансов. Сеанс от 2 до 6 минут. Максимальное время сеанса – 20 минут.

Расслабляющий артикуляционный массаж. Поглаживания: От лба к вискам; От бровей к волосистой части головы; От линии лба вниз по щекам, подбородку, шее; От мочки уха к крыльям носа; Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; Надавливающий массаж от корней волос вниз; Расслабление губной мускулатуры: поглаживание: - верхней и нижней губы от углов рта к центру; верхней губы сверху вниз; нижней губы снизу вверх; носогубных складок; точечный массаж губ (по круговой мышце рта); постукивание.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры Движения от центра к периферии: Поглаживания; Растирания; Разминания; Пощипывания; Вибрация. После 4-5 легких движений – сила увеличивается. Движения надавливающие (не болезненные). Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам поглаживание лба от бровей к волосам поглаживание бровей поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам сжимание подбородка ритмичными движениями разминание скуловой и щечной мышц(спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи) пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам; поглаживание от середины нижней губы к углам; поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; пощипывание губ; покалывание губ.

Массаж язычной мускулатуры: зондовый, пальцевый, щеточный. Перед началом массажа определить степень и границу глоточного рефлекса. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта, удерживая язык марлевой салфеткой. При спастичности языка - расслабляющий массаж. При гипотонии – укрепляющий массаж. ЦЕЛИ: Нормализация тонуса; Включение в деятельность новых групп мышц; Увеличение интенсивности работы ранее включенных групп мышц; Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; Уменьшение саливации; Афферентация в речевые зоны кгм.

Приемы массажа язычной мускулатуры: поглаживание языка в различных направлениях - от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы) -от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы) -круговые, спиралевидные движения похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно(ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы) «ПРОКАЧИВАНИЕ» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движения снизу вверх под языком) покалывание языка (игольчатым зондом) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком распластывание языка маленькой клизмой - спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи)

Слайд 2

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Слайд 3

Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Слайд 4

Физиологическое действие массажа.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на ЦНС. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Слайд 5

Основные цели логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.); стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Слайд 6

Краткие анатомо-физиологические сведения.

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.

Слайд 7

Мышцы головы.

  • Слайд 8

    Мышцы шеи.

  • Слайд 9

    Мышцы окружности рта.

  • Слайд 10

    Полость рта.

  • Слайд 11

    Полость рта и носа в разрезе.

  • Слайд 12

    Мышцы языка (вид снизу).

  • Слайд 13

    Полость рта. Мышцы зева и языка.

  • Слайд 14

    Нервы головы и шеи

    1 – лицевой нерв; 2 – ветви лобного нерва; 3 – подглазничный нерв (от второй ветви тройничного нерва) ; 4 – подбородочный нерв (от третьей ветви тройничного нерва)

    Слайд 15

    Предварительная диагностика.

    Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц (путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

    Слайд 16

    Показания к применению массажа в логопедической практике. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

    Слайд 17

    Противопоказания к назначению массажа.

    Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде. Конъюнктивиты. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты. Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта. Наличие увеличенных лимфатических желёз. Резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

    Слайд 18

    Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, тёплом и хорошо проветриваемом помещении. В среднем может быть достаточно двух-трёх процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения и возраста пациента. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 мин.

    Слайд 19

    Основные приёмы массажа.

    Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация и поколачивание. Плотное нажатие.

    Слайд 20

    Поглаживание – это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Лёгкое поглаживаниеготовит мышцы для более сильного воздействия. Мышечный тонус снижается. Устанавливается диафрагмальное дыхание. Поверхностное поглаживание– самый мягкий, щадящий приём. Работает вся кисть (ладонь), контакт еле ощутимый. Этот массаж не вызывает покраснений. Выполнять движения надо: медленно (1,2,3 – 4 руки убрали); ритмично (имеет седативный эффект + форма аутогенной тренировки, ритм речи и движений совпадает). Глубокое, обхватывающее поглаживание.Данный приём оказывает расслабляющее и регулирующее воздействие (лёгкое возбуждение). Ладони плотно и равномерно прилегают к контуру лица и шеи («обтекают» все контуры). Поглаживание непрерывное, медленное, ритмичное. Граблеобразное поглаживание. Это дополнительный метод воздействия для общей релаксации. Пальцы широко разведены, производим поглаживание подушечками пальцев под волосами (по сухожильному шлему) в разных направлениях: от затылка кпереди. Чем больше угол, тем сильнее воздействие.

    Слайд 21

    Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Вибрация (лёгкая.) Снижает тонус мышц. Улучшает внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Плотное нажатие. Проводится в местах выхода пучков нервных окончаний, БАТ. Плотное нажатие – это окончание поглаживания.

    Слайд 22

    массаж

    Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация. расслабляющий активизирующий

    Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Логопедический массаж при дизартрии Составил: учитель –логопед, Черникова Елена Геннадьевна МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

    2 слайд

    Описание слайда:

    Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Противопоказания к массажу 1. кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания. 2.инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, и др. инфекционные заболевания. 3. стоматологические любые оперативные вмешательства.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Роль логопедического массажа Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Основными задачами логопедического массажа являются: нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; стимуляция положительных кинестезии; улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.); увеличение силы мышечных сокращений; активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

    7 слайд

    Описание слайда:

    Основные виды логопедического массажа: Классический ручной массаж. Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

    12 слайд

    Описание слайда:

    Самомассаж мышц лица Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам; поглаживание от бровей к волосистой части головы; поглаживание от линии лба вокруг глаз; поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру; поглаживание нижней губы от углов рта к центру; поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); легкое постукивание губ пальцами.

    13 слайд

    Похожие статьи
  • © 2024 nsbpodolsk.ru. Все для школьников и студентов.